Ароматная история парфюмерии
Волшебная сила, заключенная во флаконах, доставляет удовольствие не только женщине, которая пользуется духами, но и окружающим. Хорошие духи придают нам особенную прелесть и очарование, а их покупка поднимает настроение и дает почувствовать себя то женщиной-вамп, то угловатым бесполым подростком в зависимости от аромата.
От благовоний до парфюма
Слово «парфюмерия» сравнительно недавнего происхождения оно встречается не ранее первой трети XVI века. До этого обычно пользовались словами «бальзамы», «благовония». Из латыни был заимствован корень «фумус» — курение, воспарение. Само понятие «парфюмерия» в буквальном смысле означает ароматизацию воздуха путем давления. Это название родилось еще в древности — тогда для получения аромата душистые продукты нагревали на раскаленных углях.
Первая шкатулка с благовониями, упоминаемая в истории, принадлежала царю Дарию и досталась от него Александру Македонскому вместе с другой военной добычей.
В древние времена «ароматами» торговали в основном арабы. Они привозили душистые вещества с островов Цейлон, Суматра и с Малаккского полуострова. Это были корица, сандал, камфора, герань, ладанник, цибет и т.д.
Египет, Сирия, Вавилония, Индия и другие страны были производителями ряда благовонных продуктов (мускуса, амбры, мирры, шафрана, алоэ, розовой воды и др.). Любили пользоваться благовониями и древние греки и римляне. В средневековье на Кипре были созданы духи «Шипр». Из древней Италии духи попали во Францию, а оттуда распространились по всем странам Европы. И если в средние века душистые вещества применялись чаще всего для религиозных целей, то сегодня духи стали чуть ли не предметом первой необходимости для многих современных женщин.
Широко применялись благовония и в Древней Греции, где в дело шли смолы, специи, бальзамы, там же начали использовать эфирные масла, получаемые из цветов. При раскопках греческих городов были найдены таблички, на которых подробно описываются состав благовоний, применяемых как женщинами, так и мужчинами с гигиенической целью.
В Древней Греции и Риме благовония получали из древесных смол, а потом смешивали с маслами. Они курились в храмах и на пирах, их приносили в дар богам, ими ароматизировали фонтаны. Полотняные мешочки с сухими духами привязывали к волосам и одежде, ароматическими маслами натирали тела
Через Египет и Грецию ароматы пришли в Рим. Здесь использовались ладан, мирра, сандал, мускус в сочетании с корицей, имбирем, ванилью.
В средние века благовония сделались чуть ли не исключительной принадлежностью церкви, пользование ими в мирских целях рассматривалось как грех.
Позже арабы внесли решающий вклад в развитие современной парфюмерии. Они возродили к жизни колбу и змеевик. Благодаря этой древней технике был заново открыт способ получения спирта, без которого современную парфюмерию представить невозможно.
История появления французских духов берет начало в XI веке. Тогда крестоносцы привезли из Иерусалима на юг Франции, в Грас, жасмин и розы, а в XII веке в Европу попала арабская технология дистилляции спирта. К XV веку Грас и Париж стали всемирно известными парфюмерными центрами. В это время этикет французского королевского двора предписывал всем придворным пользоваться косметикой, ароматическими маслами и духами.
Авторитет французов был нарушен, когда в XVI веке итальянец Маурицио Франжипани додумался растворять душистые вещества в чистом винном спирте.
Это открытие перевернуло мир парфюмерии: стало возможным бесконечное количество комбинаций. Люди научились хранить в хрустальных флаконах ароматы живых цветов, трав, деревьев, смол и животных выделений. Но лишь в XVIII веке духи окончательно разделились на мужские и дамские.
Честь открытия одеколона выпала итальянцу Джованни Мари Фарина. В 1709 году он поселился в Кельне и завел парфюмерную лавочку, где впервые и появилась душистая вода. Когда в 1766 году он умер, сыновья развернули целую парфюмерную фабрику. Фарина и сыновья готовили свою воду на виноградном спирте высшего качества, который завозили из Италии. Душистые масла тоже были естественными. За долгие годы выдерживания в кедровых бочках частицы спирта пропитывались эфирными маслами, что давало неповторимый букет типа винного. Однако вода из Кельна (еаr de Cologne) так бы и осталась неизвестной миру, если бы Наполеон не прельстился этой водой и повелел завозить ее из Германии.
Кстати, император Наполеон за один день переводил до 12 литров духов. Именно он создал в 1804 году первую парфюмерно-косметическую фирму. Император был очень чувствителен к запахам, одеколоном ополаскивался каждый лень с головы до ног и везде, где бы ни был, приказывал жечь таблетки с любимым запахом черной смородины. В ссылке на острове Святой Елены, когда закончился одеколон, император придумал собственный рецепт аромата с добавлением бергамота и назвал его туалетной водой. С тех пор этот термин стал официальным…
История парфюмерии
В 1828 году Пьер Франсуа Паскаль Герлен открывает свою первую парфюмерную лавку на улице Риволи в Париже. Династия Герленов (парфюмеров в пяти поколениях) создает знаменитые ароматы. В том числе: Jicky (1889г.), Mitsouko (1919г.), Shalimar (1925г.)
Очередная парфюмерная революция произошла уже в XX веке. Во-первых, мужские и женские запахи стали еще больше отличаться друг от друга. Во-вторых, с 1921 год в производстве ароматов стали использовать искусственные вещества.
Женщина начала века благоухала, подобно распустившемуся саду. Ирис, тубероза, жасмин, роза.
В 1917 году Франсуа Коти создал знаменитый Chypre, положивший начало современным шипрам.
20-е годы называют годами Шанель. Она создала духи, произведшие эффект разорвавшейся бомбы, — Chanel № 5. «И до Шанель другие кутюрье… стали пробовать себя в качестве создателей духов, — пишет биограф Шанель Эдмонд Шарль Ру. — Но никто до нее не рискнул посягнуть на царство цветочных запахов»…
В 1929 году огромным успехом пользовались духи «Лиу», названные по имени персонажа оперы Пуччини «Турандот». Лиу — служанка принцессы, предпочитающая смерть предательству. Таким образом, духи «Лиу» становились как бы символом неразгаданной женской души. Тремя годами позже столь же популярными стали духи «Ночной полет», название которых было навеяно одноименным романом Сент-Экзюпери (1931 год).
30-е годы — расцвет «мужских» запахов: свежих, спортивных, с нотами кожи и табака.
Протестом против войны стали духи, созданные Марселем Роша в 1944 году в освобожденной Франции. В честь женщины он назвал их Femme.
Три года спустя Кристиан Диор, создав женственную коллекцию «нью лук» со струящимися тканями и разлетающимися юбками, дополняет ее ароматом Miss Dior. Позже последовали «Диориссимо», «Диорелла», «Диориссант» (1956, 1972, 1979 годы).
Еще три открытия состоялись в 40-е годы: появились Bandit Пигэ — духи с запахом кожи и меха, Vent vert с запахом травы и листьев, породивший новое направление «зеленых» духов, и цветочный аромат L’air du temps Нины Риччи.
В 50-е годы шипры соперничали с цветочными запахами. В 60-е, когда девушки мечтали о полетах в космос, а революция хиппи превратила молодых людей в «детей цветов», появились так называемые бисексуальные запахи. Правда, первый толчок им еще в 1949 году дал Роша.
Конец 60-х. Войска США вторгаются во Вьетнам. Пряная восточная тема проникает и в духи. В моде амбровый запах Chamade Герлена и Fijiu Ги Ляроша.
В 70-е годы движение феминисток начинает влиять и на мир моды. Женские духи заимствуют идеи у мужских одеколонов. Eau savage Диора стала прототипом так называемых освежающих вод. В 1977 году Ив Сен-Лоран создает Opium. Появляются Anais Anais Кашареля.
В 80-е, когда вещи стали знаком высокого статуса их владельца, духи становятся таким же показателем престижа, как одежда, машина, дом. В 1985 году появились Poison Диора, Obsession Кельвина Кляйна, Beautiful Эсте Лаудер. В 1987 году духи «Пуазон» были удостоены сразу двух престижных премии итальянского приза Екатерины Медичи и американского — как духи с наиболее тонким ароматом. Именно этим духам принадлежит абсолютный рекорд по объемам продаж.
Два последних десятилетия в мире духов происходят удивительные изменения. Запахи рождаются в определенный отрезок времени под условным девизом. 1981-1985-е годы — чувственность и сексуальность. 1986-1988-е годы женственность и классицизм. 1988-1990-е загадка, духовность и символизм. 1990-е годы — аутентичность природе, свежесть, естественность и экологичность.
В 1990 году появляются знаменитые Tresor Ланкома. В 1995 году фирма Кристиан Диор выпускает Doice vitа (сладкая жизнь).
Французский банк данных в обасти парфюмерии насчитавает в своем каталоге за 1880—1985-е годы в общей сложности 8 тысяч названий духов, из которых 6 тысяч созданы во Франции, а 2 тысячи в других странах. Однако говорят при этом, что примерно еще 2 тысячи составов остались без внимания.
+1 аффатар ты мой секси бой! )))
Ну и к чему же это все?
Где-то я это уже видел… А если по теме то спасибо.