Ценности организации
Основное понятие «культура» включает общие образцы поведения и общие ценности, убеждения и допущения, характерные для общества и отдельных социальных групп. В рамках конкретной организации с момента ее возникновения возникает понятие «организационная культура», со своим специфическим свойственным только ей набором ценностей.
К ценностям организации можно отнести:
- Предназначение организации и ее «лицо» (высокий уровень технологии и качества, лидерство в своей отрасли и гордость этим. преданность своей профессии).
- Старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу, авторитет власти, проблема доверия).
- Значение руководящих должностей и функций (полномочия отдела кадров, важность постов заместителей, роль различных отделов).
- Критерии выбора или назначения на руководящие и контролирующие должности.
- Организация работы и дисциплины.
- Стиль руководства и управления, использование комитетов и целевых групп (авторитарный, демократический, консультативный, стиль сотрудничества; использование комитетов и целевых групп; личный пример и способность приспосабливаться).
- Процессы принятия решений (кто принимает, с кем проводятся консультации).
- Обращение с персоналом (соблюдение прав, уважение к личности, обучение и возможность повышения квалификации, способы мотивации).
- Роль женщин в управлении и на других должностях (допустимость работы женщин на руководящих должностях; должности, недоступные или специально для них предназначенные; уважение к женщинам-менеджерам; одинаковое отношение к работникам, независимо от пола; особые льготы).
- Новаторство, инициативность, творческие наклонности.
- Распространение и обмен информацией.
- Характер контактов (предпочтение личных или письменных контактов, возможность контактов с высшим руководством).
- Пути решения конфликтов и участие в их решении руководства.
Каждая организация имеет свой набор ценностей, которые придают индивидуальные для этой компании акценты событиям, предметам, отношениям, восприятию жизни. Особо важные ценности приобретают характер важнейших принципов, лежащих в основе идеологии, они обычно находят отражение в миссии и целях и таким образом непосредственно связаны со стратегией организации, определяя ближайшие и перспективные планы деятельности.