Фирменный стиль
Уверенные позиции товара на рынке — цель всех маркетинговых операций любой фирмы. Проблемы возникают при изобилии аналогичной продукции в выбранном сегменте рынка.
Уникальность товарного предложения, стабильность качества — весомые аргументы для потребителя. Однако, рано или поздно в каждой нише появляются конкуренты.
Для однозначной идентификации (узнаваемости, неразрывной связи) имиджа товара с фирмой производителем необходима разработка и внедрение фирменного стиля.
Фирменный стиль (в некоторых источниках – брендинг: «brand» (англ.) – клеймо) — одно из основных средств формирования визуального имиджа компании.
Фирменный стиль — это комплекс художественных, текстовых и технических элементов, которые обеспечивают зрительное и смысловое единство продукции и деятельности фирмы, исходящей от нее информации, внутреннего и внешнего оформления.
Фирменный стиль организации помогает потребителю быстро найти нужную продукцию, повышает эффективность рекламы и уменьшает траты предприятия на дополнительную рекламу, организацию новых видов услуг, а также влияет на укрепление корпоративного единства у персонала.
Наличие фирменного стиля проявляется в двух областях:
- Внешний образ – визуальное оформление.
- Характер — стиль поведения на рынке.
Внешний образ — создается единым стилевым оформлением товарного знака, логотипа, деловой документации, фирменного блока, фирменной цветовой гаммы, фирменной вывески, фирменной одежды, рекламных объявлений, буклетов, дизайна офиса и т.п.
Поведение фирмы на рынке — это особый, присущий сотрудникам только данной фирмы, тип взаимоотношений с представителями других деловых структур, общественных организаций, а также между сотрудниками внутри фирмы. Когда руководство предприятия целенаправленно работает над согласованностью всех видов своих внешних и внутренних взаимоотношений и добивается их устойчивости, то можно говорить уже о стиле, характерном только данной фирме.
Визуальная атрибутика фирменного стиля:
- Товарный знак или торговая марка — это официальный термин, означающий зарегистрированное художественное изображение, являющееся собственностью фирмы. Это может быть любая художественная композиция (комбинация рисунка с буквами, символами, целыми фразами и т.п.), отражающая суть компании. Главное требование к нему — оригинальность. Товарный знак служит для отличия товаров или услуг одного лица (юридического или физического) от (схожих по каким-либо признакам) товаров или услуг другого.
- Логотип – фирменная шрифтовая надпись с названием фирмы или товара.
- Слоган (девиз, лозунг) – это содержащий основные принципы или кредо организации элемент фирменного стиля, в формулировании которого важно опираться на психолингвистические критерии.
- Фирменные цвета и комплект шрифтов. Так как, изображения запоминаются быстрее, чем слова и названия, при разработке фирменного стиля создаются графические комбинации цвета и шрифтов.
Носители фирменного стиля: визитная карточка, фирменный бланк, брошюры, новостные сообщения, публикации, реклама, бэйджи, вывески, веб-сайт, открытки, конверты, флаг, значок, диплом, свидетельство, факс -бланк, приглашение, постер, плакат, модуль в СМИ печать, товарная упаковка и т.д
Основные требования, предъявляемые к фирменному стилю:
- Фирменный стиль должен быть запоминающимся.
По этой причине логотип должен быть простым, чтобы клиенты могли легко его запомнить, и существенно отличающимся от других логотипов, чтобы можно было выделить его среди списка конкурентов. - Фирменный стиль должен обладать уникальностью и быть узнаваемым.
Все составляющие фирменного стиля должны ассоциироваться только с одной компанией (например, чередование желтых и черных полосок с Beeline ). Основные элементы — носители стиля должны одинаково выглядеть на всех рекламных объектах (баннерах, фирменных бланках, щитах, авторучках и т.д.). Важно, чтобы стиль можно было узнать не только в цветном, но и черно-белом варианте (например, на ксерокопиях или факс-сообщениях). - Фирменный стиль должен отражать сущность (имидж) компании.
Для этого изучаются цели и задачи, т.е. миссия компании, ее история, кадровый состав. Дизайнер, занимающийся разработкой фирменного стиля, должен ознакомиться также с сегментами рынка, в которых предприятие собирается позиционировать свои услуги или товар. Его задача — художественными средствами изобразить отличительные особенности, уникальность деятельности фирмы. Для этого изучается история компании, продукт, услуги, конкуренты и целевые рынки, отличительные особенности, пожелания и объединяется полученная информация в логотипе. - Фирменный стиль должен быть маштабируемым.
Изображение логотипа или товарного знака может быть очень маленьким, например, для изготовления фирменных ручек или очень большим для наружной рекламы. Задача дизайнеров разработать фирменный стиль, хорошо копируемый в обоих случаях без искажения нашего восприятия.
Создание фирменного стиля — важнейший этап графической стадии формирования имиджа. Это материальное проявление имиджа в визуальной среде, демонстрируемой носителями.
Фирменный стиль созданный по всем правилам является серьёзным преимуществом в условиях рыночной конкуренции и свободного выбора товаров и услуг.