Имидж бизнесмена
Однако, создавая внешнюю обертку, мало кто пытается разобраться, что же происходит с начинкой. Почему человек именно так строит свой имидж и имидж соей компании? Что его к этому толкает? Что привлекает, а что пугает?
Ой, боюсь-боюсь
Кстати, именно слово «страх» часто всплывает в беседах с людьми, которые, так или иначе, причастны к созданию имиджа бизнесмена или его фирмы. То, что разнообразные страхи являются неотъемлемой частью жизни предпринимателя, психологи знали и раньше: страхи занимают одно из первых мест на консультациях. Здесь и страх ответственности, и страх за свое дело, и страх за близких. В общем, одно сплошное беспокойство. Однако, казалось бы, чего можно бояться в таком сугубо творческом деле, как создание имиджа или формирование стиля? Фантазируй в волю, радуйся и экспериментируй, забыв о рутинных делах. Не тут-то было. Продолжаем бояться.
«Да они боятся высунуть голову из толпы. Не дай Бог, чем-то отличаться от коллег и партнеров, — раскрывает страшную тайну Ольга Гутина, директор рекламного бюро «Ольга». – Наверное, вам знакома формулировка: а вдруг кто-нибудь меня заметит, а вдруг кто-нибудь что-нибудь не то подумает. Встречалась? А мы сталкиваемся с подобным практически каждый день, когда заходит речь о создании имиджа компании или его изменении».
«Скрывать нечего, — подтверждает слова Ольги Юрий Баранов, генеральный директор компании «Квартет», уполномоченного дилера Volvo Penta. – Такой страх и желание быть, как все, присутствует у многих предпринимателей. Сложно сказать, откуда это берется, но берется».
Действительно, масса душевных сил требуется, чтобы преодолеть страх быть кем-то замеченным. Странно только: а зачем же ты шел в бизнес, зачем рвался из размеренной вчерашней обыденности в неопределенное предпринимательское завтра? В конце концов, зачем же ты приходишь к специалистам и просишь создать стильную рекламу или разработать имидж для компании? Нестыковочка получается: хочешь побольше клиентов, но боишься их внимания.
«Нет, они уже понимают, что соответствующий имидж надо создавать, — пытается оправдать робких бизнесменов Ольга Локтионова, исполнительный директор бюро «Ольга». – Но все делается с оглядкой на партнера или конкурента. Своего не надо, лучше, как у них».
Воспитание вкуса
Однако не дадим себе впасть в пессимизм. Не все потеряно. Внутренняя культура все-таки постепенно ползет наверх, вслед за внешними обстоятельствами.
Помните, какие архитектурные монстры строились нашими бизнесменами за городом еще лет пять назад. Теперь же люди стали заказывать проекты у хороших архитекторов и стараются им доверять, не вступая в споры.
К слову сказать, один мой хороший знакомый в начале девяностых решил воздвигнуть загородный коттедж. Заказал проект, а когда тот был готов, особо не вникая подписал все бумаги – времени не было. Строительство началось. За процессом он тоже не следил – занят был. А зря. Через пару месяцев он решил проведать свое детище, приехал на стройплощадку и обомлел: в центре участка громоздилось трехэтажное нечто с потолками по пять метров. Только внешняя отделка этого дворца должна была обойтись в астрономическую сумму. Не говоря уже о внутреннем наполнении. «Так ты же проект подписывал?», – удивился я его запоздалой реакции. «Брось, что там поймешь в этих бумажках», — невозмутимо ответил приятель. В итоге он резко остановил строительство и долгое время пытался продать недостроенное творение.
Ольга Гутина данные метаморфозы объясняет следующим образом: «Человек не может вырасти моментально. Сначала ему нужны Микки-Маусы, а позже он вырастает и до Пикассо. Однако этот процесс занимает время».
Однако, по ее мнению, сегодня люди бизнеса уже очень щепетильно относятся к внешним деталям и к тому, что их окружает. Кроме того, есть отдельные представители бизнес-сообщества, которые стараются творчески подходить к вопросам стиля и имиджа. Их немного, но это люди, которые действительно многого добились в жизни. Кстати, возможно, и добились потому, что не боялись действовать и экспериментировать.
«Существуют модные тенденции, которые формируются талантливыми людьми в разных областях: в одежде, в архитектуре, в дизайне. – продолжает рассуждать Ольга Локтионова. — Эти тенденции могут быть данью времени, они перенимаются толпой и становятся модой толпы. При этом, существует чувство стиля, которое развито далеко не у всех людей. Если человек этим чувством обладает, то он будет модным во все времена. Он не гонится за сиюминутными модными тенденциями и не старается соответствовать толпе. У него есть собственный вкус и собственный стиль. Через внешние аксессуары, через одежду такой человек отражает свой внутренний мир и находится в гармонии с ним».
Все верно, но, к сожалению, наши люди, изголодавшиеся по модным вещам, ориентируются не на свои ощущения, а на моду толпы: чем дороже и престижнее марка товара, тем лучше. Получается, что внутреннее не сочетается с внешним, и этот контраст очень заметен. Кстати, часто и внешние атрибуты при всей их модности и стильности просто не сочетаются друг с другом: попробуйте повесить рядом картины Малевича и Рубенса. Нет, безусловно, смешение стилей возможно и иногда получается крайне успешным, однако для подобных экспериментов должен быть недюжинный талант.
Ты помнишь, как все начиналось?
Действительно, в самом начале реформирования экономики, когда у некоторых россиян появились деньги, им очень хотелось заявить о своей состоятельности, только они не знали, как. Начали самовыражаться о полной программе, окружая себя всем самым богатым, пусть даже не совместимым. Получалось аляповато, но очень круто. Про дома мы вспомнили. Теперь не забудьте про бордовые и зеленые пиджаки, нательные золотые прииски и фирменную печатную продукцию, которая заказывалась по принципу: чем навороченнее, тем лучше. Новый русский индивид срочно превращал в жизнь все то, чего ему не хватало в советские времена.
Спустя некоторое время появились специалисты: стилисты, дизайнеры, которые стали потихоньку подталкивать нашего заплутавшего в золотых дебрях предпринимателя в нужном направлении. Немного начало получаться, индивид даже прислушиваться стал к умным людям. Но неистребима в нашем человеке стремление к попугайству: «Хочу, как у соседа, только с золотыми пуговицами». Даже сейчас, когда прошло много времен с той незабываемой поры, когда появилась масса квалифицированных специалистов по имиджу и стилю, все равно сложно бизнесмену прийти к собственной индивидуальности. Максимум, на что он ориентируется – на моду, на престижность. В итоге, от кича и смешения стилей мы пришли к некоторой стандартности. Попробуйте, взяв модный журнал, отличить рекламу одной компании от другой. Да, все сделано качественно и профессионально, о жутко похоже. «Главная беда в том, что основным стилистом и имиджмейкером компании и себя любимого остается сам бизнесмен – владелец бизнеса», — сокрушается Ольга.
Да уж, дизайнеры-стилисты новых русских душили-душили, учили-учили, а они все равно стремятся либо очередной замок построить, либо на конкурента озираются.
Все просто. «Для того, чтобы не заниматься копированием чужого имиджа и обрести собственное лицо, компания должна дорасти до определенного уровня, — считает Ольга Локтионова. — А мы стараемся работать именно с теми фирмами, которые уже готовы к формированию собственного стиля. Только крепко стоящая на ногах организация может себе позволить такую роскошь, как отточенный фирменный стиль или оформленную корпоративную культуру. Жаль, но в Петербурге подобных компаний еще очень не много – еще не доросли».
Правда, случаются исключения. «Мы ставим дизайнерам задачу и прислушиваемся к их советам, — говорит Юрий Баранов. – Случаются споры, мы дискутируем. В результате, принимается решение которое устраивает и дизайнеров, и нас. Я даже готов пойти на какие-то кардинальные изменения в стиле компании, при условии, если меня смогут убедить, что данный ход, скажем, упрочит наши позиции на рынке».
Помимо этого, надо понимать, что стиль и имидж компании диктует во многом ее целевая аудитория. А дизайнеры и стилисты часто поддаются желанию заказчика и изготавливают продукт на потребу толпы. Качество продукции от этого не улучшается, а вот имидж компании может пострадать.
Не расскажем, а покажем
Действительно, о положении человека можно судить не только по его внешнему виду, но в том числе по рекламной продукции его фирмы. Протянул визитку, а она вся такая-растакая, с золотом, тиснением и водяными знаками. В душу закрадывается сомнение: а что и кому он пытается доказать? Если же визитка строгая, лаконичная, значит человек уверен в себе, и его бизнес четко структурирован.
«Мы постоянно говорим клиентам: доверьтесь нам, вы же пришли к специалистам, — в один голос твердят Ольги из компании «Ольга». – Но наши призывы доходят до единиц. Именно поэтому мы и запустили оригинальный ни на что не похожий проект «Справочник петербургского эгоиста». Начинали с создания рекламно-информационного издания. А в итоге получилось методическое пособие – фактически справочник по созданию имиджа бизнесмена. Мы решили не объяснять на пальцах, что и как надо делать, а задумали показать наглядно и подробно рассказать, как себя вести в казино, на банкете, на переговорах, что надевать, то есть мы постарались продемонстрировать идеальный имидж в идеальных условиях».