Имидж делового человека (кратко)
Жизнь в обществе с каждым годом становится все более опасной. Это — наша реальность. Количество и частота конфликтных ситуаций в день на человека неизбежно растет. Создано столько различных технических приспособлений, что человечество стало балансировать на грани самоуничтожения. Оно может своими действиями сделать непригодной к жизни всю земную атмосферу и, таким образом, обречь себя на медленное умирание. Оно может и вовсе одним разом с помощью накопленного ядерного потенциала уничтожить всю планету Земля.
Русский философ П.Е. Астафьев, который еще в 1882 г. в книге «Понятие психического ритма» писал: человек индустриальной культуры обречён быть душевно больным, ибо происходит постоянно превышение скорости душевной под давлением технических факторов жизни.
Сегодня общество подошло к такому рубежу своего научно-технического и индустриально-экологического бытия, когда оно с необходимостью должно переориентироваться на антропологические (человеческие) основы. Становление цивилизации нового типа и происходит в настоящее время – гуманитарно ориентированной постиндустриальной цивилизации.
Развитие научно-технического прогресса за последние десятилетия, качественно изменило представления человека о его возможностях и о его месте в мире как центральной фигуре мироздания, оказавшейся, кстати, наименее изученной. Поскольку в новой цивилизации человек со всеми своими индивидуальными особенностями претендует стать главной ценностью, то и содержание понятий: человек, назначение человека, человеческое бытие, будут меняться.
Последнее носит полюсный характер и включает две взаимодополняющие и одновременно взаимоисключающие составляющие:
- человек – это социальное существо, и, следовательно, он творец, созданный по образу и подобию Создателя (Н. Бердяев, В. Соловьёв, Г. Федотов, Л. Шестов и др.), и его бытие – это прежде всего бытие творческое (творчество ради создания новых свойств социального пространства средствами производства, науки, техники, искусства, архитектуры, культуры и т.д.);
- человек – это природное существо, вынужденно пребывающее в обществе, но не находящее себе места в нём и пугающееся его (А. Камю, Ф. Ницше, Ж.П. Сартр, З. Фрейд, М. Хайдеггер и др.).Следовательно, человек, как и другие биологические существа, является потребителем и его бытие – это бытие потребительское (потребительство ради получения материальных благ); и лишь по необходимости, выживания ради, человек может быть производителем, но, главным образом, на исполнительном уровне как разработчик и исполнитель указаний и идей свыше.
Воспитание в нынешнем обществе и все институты передачи информации (семья, школа, университеты, СМИ и т.д.) в основной своей массе исходят из второго начала человеческой природы, поскольку организуются в основном как информационно-репродуктивные, преследующие цель освоить какие-либо стандарты (профессиональные или общекультурные), и делают это повелительным методом: «Смотри сюда! Делай так! Запоминай это! Понимай так!». Подавляя творческое начало, развивая преимущественно идеал исполнителя, общество само культивирует потребительство, которое в последние годы стало приобретать угрожающе массовый характер.
А человек как потребитель в своей крайней форме – десоциальное существо, которое, вследствие творческой пассивности, предстаёт неполноценным, ущербным, наполненным пессимизмом и негативными устремлениями (неудовлетворённость, озлобленность, страх, стрессы, агрессия, насилие и т.д.). Естественно и представления об имидже — облике человека, еще совсем недавно были примитивно шаблонными. Манекенный имидж более доступен для потребителя и оправданно соответствует ограниченности.
Новое складывающееся гуманитарное воспитание, в противоположность имеющемуся, исходит из первого – творческого начала человеческой природы. Оно ориентируется не на формирование в человеке отдельных его свойств (даже и творческих), лишь полезных для производства, а на воспитание человека как творческой личности, ответственно творящей мир и, прежде всего, свой личностный мир и свой имидж в целом. Если кратко, одной из главных характеристик имиджа делового человека является творческий подход к любому виду деятельности.
Чтобы выявить следующую черту облика, соответствующую каждому человеку, обратимся к такой проблеме, как стимулирование деятельности. И, в частности, к инстинкту самосохранения.
У человека за всю историю его жизнедеятельности отработаны три механизма самосохранения.
- Первый механизм – это «инстинкт самовыживания», который, как говорил И. Мечников, при определённых усилиях переводим в такое более осознанное состояние как «чувство жизни».
- Второй механизм – это субъективная нацеленность человека на получение удовлетворения от жизни. Как отмечал 3. Фрейд, любая программа жизнедеятельности человека венчается получением удовольствия. Стремление к удовольствию от жизни – сильнейший стимул человека к самосохранению.
- Третий механизм – это возрастающая при жизни человека потребность в духовном самовозвышении. Известно, что чем хуже условия жизни, тем выше значение духовной стойкости человека для его выживания. Развивая духовные силы, человек «вырабатывает» оптимизм – важнейшее качество для воздействия на силу воли.
Так что же помогло человеку удержаться на земле вплоть до третьего тысячелетия? То, что в своей деятельности он постоянно совершенствуется в практическом применении знаний. В гармоничном и разумном использовании всех трех механизмов самосохранения. Умение практически пользоваться своим интеллектом – исходное условие его существования.
Таким образом, — разумная деятельность — следующая характерная черта имиджа современного человека.
Реальная жизнедеятельность человека насыщена множеством контактов с другими людьми. Взаимодействия имеют характер интимных, деловых, общественных и т.д. отношений.
Как писал Блез Паскаль, существует два способа воздействия людей друг на друга: «способ убеждать» и «способ понравиться». Причем, сначала надо суметь им понравиться, а затем пытаться их в чём-то убеждать, — так эффективней, утверждал он.
Такая последовательность употребления методов воздействия особенно актуальна в наше время. В век развитости средств массовой коммуникации эффект живого общения и непосредственного личностного воздействия блокируется в психике людей наличием в ней информационных шаблонов, размытых духовных ценностей, недоверия к нравственным авторитетам. Без привлекательного имиджа, т.е. умения душевно расположить к себе человека, этой проблемы не решить. Внимание, уважение в любом социуме, признание и поддержку людей можно обрести только обладая личным обаянием.
Обаяние – мощный фактор сближения и взаимного понимания людей. Ощущение здорового интереса к себе в процессе общения возбуждает у человека душевный оптимизм. Чем устойчивее его проявление в человеке, тем он более психически уравновешен и психологически уверен в себе. То есть создаётся то «постоянство внутренней среды человека», о котором говорится в книге И.И. Мечникова «Этюды оптимизма».
Современное понятие обаяния характеризуется образованностью и воспитанностью, терпимостью к человеческим характерам, уважительностью к различным вероисповеданиям, элегантностью манер, вкусом к одежде, искусным владением словом. В нём гармонично соотносится духовная содержательность с эстетикой её внешнего проявления.
В каждом человеке — обаяние – это индивидуальная взаимосвязь содержания и формы. Оно связано с неповторимостью личности: своеобразием склада ума, чувств человека, наделённостью его конкретными задатками и способностями. Оно является характерной чертой имиджа современного человека.
Подводя итог, можно сказать, что имидж творчества, разума и обаяния необходим каждому человеку как важный компонент его образованности и воспитанности, как составляющая профессиональной компетентности, как технология выстраивания моделей социального поведения.