Имидж политических партий
В современном обществе при множестве партий, когда совпадают положения их программ, они могут различаться только своими имиджами, на которые реагируют избиратели.
Процесс формирования имиджа политических партий начинается с выбора модели имиджа партии.
Проведенные психологические и социологические исследования, позволили определить вид базовой модели имиджа политической партии. Методом экспертной оценки (экспертами являлись ученые-политологи и политические психологи, а также депутаты Государственной Думы) определена десятикомпонентная модель, включающая следующие составляющие):
- имидж лидера
- сила личности лидера;
- идеология партии;
- образ деятельности партии;
- имидж членов партии;
- политические и иные ресурсы и возможности партии;
- имидж электората партии
- особенности политического пиар и рекламы;
- особенности партийной политической риторики ;
- символика партии.
Данная модель приемлема для партий умеренно-центристской направленности.
Выделим некоторые особенности имиджевых характеристик российских партий:
- Соответствие партии структуре общества (например, до октября 1917 года наиболее массовой политической партией была эсеровская, в период перестройки на первое место вышли парии, запрограммированные на разрушение и т.п.
- Политические партии идут по пути создания связки «партия – лидер». Партия функционирует благодаря имиджу своего лидера. Пример тому Жириновский и партия ЛДПР.
- В президентских выборах имиджевые характеристики партий могут выступать в качестве механизма выхода в народ. Т.е. кандидат в президенты должен как бы опереться на множество политических фигур, пользующихся доверием у разных групп населения;
- При создании своего имиджа партии должны идти по пути формирования корпоративного имиджа, т.е. когда все элементы работают на одну идею. Например, это может проявляться в ее лозунгах. Лозунг большевиков в 197 году: «Земля – Крестьянам» и «Мир – народам» отражали насущные потребности людей. В 1997 году в Великобритании побеждает лейбористская партия, используя лозунги «Новые лейбористы. Новая Британия. Новое видение».
В этом русле огромная роль отводится символике партии. Символ в политике выполняет множество функций: является средством единения, способом коммуникации, способствует ощущению силы и т.п.
Выделяют несколько видов символов:
- символ-идея. Это все то, что выражает идеологию партии: программа, платформа, устав и пр. Политическая идея в большей степени зависти от ее мифологичности. Самый распространенный идеал – это миф «о золотом веке», который преподносится в различных формах;
- символ-объект. Это флаги, эмблемы, символические памятники; Мультипликационный медведь – символ Единства, кедр – экологическое движение зеленых, серп и молот на фоне развернутой книги – КПРФ и т.д.
- символ-персона. Если имидж лидера приобретает символическое значение, то его влияние значительно возрастает. Например, так было с Лениным, Сталиным, Жириновским и т.п.
- символ-звук. Это партийные гимны, песни, музыкальные позывные. Так, у коммунистов заседания начинаются под музыку и пение Интернационала, у Союза правых сил под музыку патриотической песни М. Глинки.
Методы выявления действенности имиджа политических партий
- Через анализ электоральной мотивации, т.е выявления ответов на вопрос: «Почему люди голосуют за данную партию»
- С помощью независимой экспертной оценки. Ее целесообразно проводить с помощью структурированного интервью с опорой на модельные схемы
- использование социологических и социально-психологических исследований.