Имидж профессионала
Конкретно «имидж профессионала» интересует того, кто:
- понимает значение имиджа, как инструмента воздействия,
- имеет определенные профессиональные амбиции.
Обычно это люди, находящиеся вначале своего карьерного пути или специалисты, по каким – либо причинам неудовлетворенные оценками коллег и начальства. К сожалению, те, кто ощущают успех в профессиональном росте, гораздо реже обращают внимание на свой имидж. И совершенно напрасно, поскольку это наиболее удачный момент закладывания основ для взятия еще более высоких рубежей, для закрепления достигнутого.
По моему убеждению, понятие «имидж профессионала» все перечисленные выше группы специалистов воспринимают по-разному. Поэтому в данном разделе обозначим общие признаки без расстановки приоритетов:
- Безусловно высокий уровень владения своей специализацией.
- Обладание современным личным имиджем.
- Владение протокольным поведением.
- Уверенность.
- Оптимизм.
Современная реальность такова, что в каждой профессии стали присутствовать динамические, развивающиеся элементы. Из разных источников к нам поступает все больше и больше информации. Умение объективно воспринимать, своевременно и правильно обрабатывать полезную информацию – качество профессионала высокого уровня.
Разумное соответствие времени и месту, в котором живет человек, характеризует его как современного. В наш век «современность» имеет своим атрибутом не только внешность, – это еще стремление к упорядоченности, разумности. В личной жизни, в сохранении здоровья, во внешнем облике, в характере общения. Современный имидж – это облик уверенного равновесия.
Владеть протоколом — это значит безукоризненно соблюдать определенные нормы общения, принятые в обществе, коллективе. Существуют социальный, деловой и др. протоколы, имеющие свои более детальные подразделения.
Для того, чтобы поддерживать впечатление о себе как о профессионале, необходима как минимум наша собственная уверенность, что мы таковыми являемся. Основания для этого можно черпать только из наших личных достижений и достаточно высокой самооценки.
Высокая самооценка напрямую связана с личным оптимизмом — как духовной энергетикой человека. Неоспорима значимость оптимизма и для деятельности людей. Они могут быть разными по темпераменту или по мировоззрению, но если им присущ оптимизм, то они наиболее активны и целеустремлённы. Такие люди в силу своего духовного настроя ориентированы на принятие необходимых мер по саморазвитию. Они просто хотят жить и готовы ставить все более высокие цели, способствующие благополучию их жизни.
Наша цивилизация имеет характер техногенной, т.е. основное направление развития – создание технических средств для жизнедеятельности человека. Естественно и способ передачи информации стал преимущественно через посредника – через технические приспособления и средства (СМИ). Посредника повсеместно стали называть источником. Обмен информацией стал значительней ее созидания. Отсюда и снисходительное отношение к самоанализу, названному «самокопанием». Неисправный телевизор или телефон заслуживает гораздо более нареканий, чем неверно работающая голова, тем более первое значительно легче исправить.
Источником информации, передаваемой от человека к человеку, является только его мысль. Обратите внимание: если Вы являетесь источником, то зачем Вам брать информацию ( в частности о себе самом) на стороне? Вы уже имеете то, что Вам нужно. Необходимо только научиться обрабатывать.
Учиться обрабатывать в основном чужую информацию человека учат везде: в школе, в институтах, в семье. Когда появляется желание стать профессионалом, человек жаждет научиться обрабатывать новые пласты неведомого чужого. «Дайте мне инструкцию, и я стану…(дальше по желанию – менеджером, семьянином, любимой, миллионером)».
Конечно, «если долго мучиться, что-нибудь получится», — поется в известной песенке. Но всем известно, что гораздо чаще получается «как всегда». Почему? Потому, что человек переполнился чужой информацией. Профессионалом можно стать, научившись обрабатывать в первую очередь «свою» информацию. Только изучая себя можно ответить на вопросы «Чего я хочу?», «Соответствую ли я этому?», а затем «Как этого достичь». И только в такой последовательности.
Поэтому профессионал – это в первую очередь – личность. Стань личностью – станешь и профессионалом. Соответственно и имидж профессионала – это имидж личности + профессиональный имидж.
Естественно часто задают вопрос: «каким должен быть внешний имидж профессионала?».
Обычно я рисую задачу – образ: представьте человека, много лет живущего на городской свалке, он живет тем, что приносят ему отходы города.
Вопрос первый: почему он не менеджер в вашей фирме?
Вопрос второй: почему, зная то, что знает менеджер, этот человек изменит свою жизнь?
Вопрос третий: почему он никогда не станет менеджером в вашей фирме?
После продолжительной и веселой дискуссии остается серьезный ответ: соответствие профессионального имиджа личному.
Бывает и рецидив: «Так какой же должен быть имидж профессионала???»
Так я и говорю: «Представьте человека, много лет…».