Профессиональный имидж
За все существование человека на Земле трудовая деятельность не стала для него потребностью, а по-прежнему была и остается жизненной необходимостью. Не буду с умилением рассказывать вам о том, что труд создал человека. Поскольку более очевидна обратная сторона этой идеи – человек создал труд. Как форму деятельности необходимую для выживания – для приобретения средств к существованию.
К сожалению, до сих пор очень многие выбирают вид своей деятельности исходя в первую очередь именно из этой установки. И, как следствие, — в сознании людей все чаще всплывает понятие «не любимая работа» (и не только в постсоветском пространстве).
Какое значение имеет выбор вида деятельности для профессионального имиджа? Казалось бы, имидж создаем «потом», когда набираем нужные знания о профессии, о «целевой» аудитории, хотя бы начальный трудовой опыт. Большинство людей так и считает. Это ошибка. В ней кроются ответы на вопросы: почему мы не творческие люди, почему все так плохо вокруг, почему цивилизация имеет характер техногенной (т.е. развивает механизмы), а не гуманитарной (не развивает человека) и т.д.
Для имиджа необходимо соответствие внешней формы внутреннему содержанию. Когда выбираем профессию, мы совершаем первый шаг в своем профессиональном имиджировании. Т.е. начинаем подбирать образ — форму для содержания своей будущей деятельности.
Чтобы «будущее», по прошествии времени оказалось любимым «настоящим», необходимо, чтобы работа — как деятельность — тоже стала любимой. Не анализируя свои качества и наклонности, не изучая самого себя, любимой работы можно никогда не найти. Т.о. профессиональная ориентация – это, прежде всего, — ориентация в себе самом.
И следующий более значимый вывод: изучая и корректируя свой профессиональный имидж, человек осознает свою деятельность все более как средство для самовыражения и самореализации. Тем самым, проявляя себя как творческую, инициативную личность.
Далее, основой привлекательного профессионального имиджа считаются:
- деловые способности.
- уровень самопрезентации.
- умение разрешать конфликты.
- умение устанавливать партнёрские отношения.
- коммуникативные способности.
- доброжелательность.
- убедительность.
- адаптивность.
- оптимизм.
Естественно, что для различных типов организаций названные качества могут выстраиваться в различной последовательности и дополняться специфическими, необходимыми именно в данной ситуации или именно данным коллективом.
Также естественно и то, что внешнюю составляющую имиджа диктует специфика деятельности и организационная культура конкретного коллектива.
Необходимо добавить очень важный аспект, касающийся каждого человека, выбравшего определенный вид деятельности для приложения своих чувств, мыслей и времени: «Профессиональный имидж» и «имидж профессионала» — это два различных понятия.
Профессионал – это качество деятельности. Это то, что выделит Вас в среде специалистов Вашей деятельности. И, естественно, имидж профессионала должен иметь качественно иной уровень, нежели облик специалиста.