Телефонный разговор (правила и нормы)
Как правило, на собеседование приглашают по телефону.
Опытный рекрутер (служащий кадрового агенства по подбору персонала ) при этом обратит внимание на особенности речи кандидата, на лояльность при назначении даты собеседования, задаст вопросы, которые только на первый взгляд кажутся простыми.
Отнеситесь серьезно к этому первому впечатлению о себе. (см. Речь).
Презентация по телефону
- Прежде чем звонить, обязательно узнайте о компании побольше.
- «Четко сформулируйте для себя, зачем вы звоните. Вы хотите подробнее узнать о вакансии? Хотите добиться приглашения на личную встречу? Когда будете звонить, держите в голове цель звонка.
- Сделайте выжимку из резюме и подготовьте рассказ о себе на одну минуту. Напишите текст вашей презентации. Он должен содержать одно предложение о вашем образовании. Затем суммируйте ваш опыт одной фразой, например: «У меня 3 года опыта работы в сфере товарного маркетинга и брендинга». Назовите последнее место работы и должность. Отработайте свою презентацию вслух.
- Положите рядом с телефоном блокнот и ручку, чтобы записать необходимую информацию. Настройтесь на звонок, сядьте удобно, пусть вас ничто не отвлекает. Посмотрите в зеркало и улыбнитесь
- Перед тем как звонить, поработайте немного над своим голосом.
- Твердый, звонкий и четкий голос, полный жизни и уверенности, указывает на человека активного, энергичного и горящего энтузиазмом. Во время разговора улыбайтесь (менеджер услышит это).
- Общаясь с менеджером, произносите свое имя медленно и разборчиво, чтобы человек его расслышал. Говорите внятно и с паузами.
- Очень внимательно слушайте собеседника. Будьте готовы и тому, что вам могут задавать вопросы. Отвечайте четко.
- Разговор должен иметь логическое завершение. Оговорите свой следующий шаг — отправка резюме, телефонный звонок или встреча.
- Фиксируйте на бумаге дату и некоторые детали разговора.
Собеседование по телефону
Телефонное собеседование позволяет HR-менеджерам произвести первоначальный отсев кандидатов. Поэтому очень внимательно отнеситесь к телефонному общению с представителем компании. Даже когда вы сами звоните в организацию с целью уточнить какие-то детали, касающиеся, например, вакансии, будьте готовы к тому, что вам могут начать задавать вопросы.
Вот несколько советов:
- Рекрутеры обращают внимание на все мелочи. Даже на то, каким голосом вы отвечаете на телефонный звонок. Поэтому всегда отвечайте звонким голосом, улыбайтесь, говорите уверенно.
- Если вам неудобно в данный момент общаться, лучше честно сказать об этом, чем что-то невнятное лепетать в трубку. Просто оговорите время следующего звонка. Лучший вариант — взять инициативу в свои руки и условиться о том, когда вы перезвоните менеджеру.
- По телефону вам, скорее всего, будут задавать закрытые вопросы, на которые нужно отвечать «да» либо «нет».
- Если вакансия предполагает наличие коммуникативных навыков, то в телефонном интервью вам могут задать несколько открытых вопросов, чтобы посмотреть, насколько вы умеете общаться и грамотно ли говорите. Поэтому следите за своей речью, правильно стройте фразы, не употребляйте сленги жаргонные слова, говорите внятно.
- Если в телефонном интервью менеджер задает вопрос о ваших зарплатных ожиданиях, отвечайте честно (естественно, предварительно было бы неплохо ознакомиться со «стоимостью» специалистов вашей квалификации на рынке и реально оценить себя, исходя из этих данных). Этим вы сэкономите время и себе, и рекрутеру. Если компания не готова платить названную вами сумму, то нет смысла проводить встречу, о чем менеджер скажет вам сразу.
- Открытость в общении, честность и энтузиазм в отношении предстоящей работы — вот что поможет вам расположить к себе собеседника.
- Внимательно читайте объявления о вакансиях и список требований к кандидатам, не приписывайте себе тех качеств, которыми не обладаете. Но если что-то действительно считаете своим коньком, то обязательно ненавязчиво упомяните об этом в разговоре с рекрутером.
План собеседования по телефону
Готовясь к телефонному звонку в компанию, напишите свою телефонную презентацию.
План | Пример |
1. Приветствие | Здравствуйте. будьте добры, отдел персонала. |
2. Знакомство | Меня зовут …. могу ли я переговорить с менеджером, ответственным за набор персонала ? |
3. Цель звонка | Я звоню по поводу вакансии маркетолога, о ней я узнал из…. |
4. Устная самопрезентация | Мне… лет, у меня… лет опыта работы на должности… в компании…, есть водительские права, а также навыки…. |
5. Узнать о заинтересованности | Вас может заинтересовать моя кандидатура на вакансию…? |
6. По ситуации: назначить встречу, договориться или поблагодарить | Что вы мне порекомендуете — лучше отправить Вам резюме или можно сразу же договориться о времени собеседования с Вами? |
Будьте готовы к следующим вопросам
Если вы сможете предварительно подготовиться к следующим вопросам, вы будете чувствовать себя более уверенно, чем большинство кандидатов.
- Расскажите кратко о себе.
- На какой должности Вы видите себя через пару (или пять) лет?
- Почему Вы хотите работать в нашей компании?
- Почему Вы считаете себя достойным занять эту должность?
- В чем Ваши преимущества перед другими кандидатами?
- Назовите Ваши сильные и слабые стороны.
- Почему Вы ушли с предыдущей работы?
- Опишите мне серьезную проблему, с которой Вам приходилось сталкиваться, и пути ее решения.
- Ваш взгляд на жизнь: какие вы видите в ней сложности и как с ними справляетесь?
- Не помешает ли Ваша учеба/личная жизнь этой работе, связанной с дополнительными нагрузками (ненормированный рабочий день, длительные командировки, постоянные разъезды)?
- Если Вы получите эту работу, какими будут Ваши первые шаги?
- На какую зарплату Вы рассчитываете?
Будьте готовы задать вопросы
Вот некоторые из вопросов, которые Вы можете задать интервьюеру:
- Чего ждет руководство от сотрудника в этой должности?
- Какие результаты ожидаются во время испытательного срока?
- Как примерно будет выглядеть распорядок моего рабочего дня?
- Кому непосредственно я буду подчиняться? Насколько важна эта работа для компании?
- Какие программы обучения и подготовки предоставляются?
- Какие имеются возможности для служебного или профессионального роста?
- Каковы планы и перспективы самой компании?
- С какими подразделениями мне придется взаимодействовать?