Типы имиджа

pic88Только ясно понимая различия в имиджах, можно конкретно и точно отработать методы воздействия на них.

Каждый объект в нашем материальном мире создает у нас впечатление о себе. Впечатление создается из того, что мы увидели, услышали, почувствовали (в том числе и на запах) об этом объекте. Поэтому имидж, как «создатель» впечатления, имеет каждый объект (Что такое имидж?). Теперь нам осталось просто оглянуться вокруг себя, заглянуть в зеркало, в собственные мысли.

Все имеет свой имидж — любой товар, люди, профессии, государства, цивилизация в целом. Поскольку мы эти объекты отличаем друг от друга, то содержание и механизмы формирования их имиджей также различны. Исходя из этого, современные исследователи предлагают различные подходы к их классификации.

Для ясного понимания отличий целесообразно первое разделение сделать по содержанию:

На планете Земля существуют объекты, жизнедеятельность которых имеет полный замкнутый цикл. Для поддержания этого цикла человеку вмешиваться в него нет необходимости. Это вся естественная Природа со всеми ее составляющими. И присутствует homo sapiens со всем своим творчеством – способностью создавать иное. Своей деятельностью он изменяет естественное состояние природных объектов, искусственно создавая иные формы. Даже содержание в последние десятилетия стало подвластно человеку, потеряв свою естественность, — созданы искусственные полимерные вещества. В связи с этим имеют место:

  • имидж естественный.
  • имидж искусственный.

Обратим внимание на особенность применения этих взаимно противоположных определений к облику человека. В первом случае имидж складывается в достаточной степени стихийно, как «естественный» результат деятельности, как оценка личностных характеристик и продуктов этой деятельности в социальной среде. Во втором случае человек целенаправленно создаёт выгодный для себя имидж, используя специальные социо- и психотехнические средства.

Далее естественно разделение на типы:

  • имидж групповой.
  • имидж индивидуальный.

Поясним понятие групповой, поскольку в отечественной литературе оно не встречается, а в зарубежной фигурирует экономический термин корпоративный. Словарный запас русского языка настолько богат, что позволяет свободно разделять любые понятия, взятые из иных языковых групп.

Tipy-imidzhej

Возьмем расхожий в публикациях пример: имидж дуба в произведении Л.Н.Толстого…и т.д. – это смешно, поскольку для россиянина естественно сказать «образ дуба». А корпоративный имидж клуба «Юный Техник» или корпоративный имидж педагогического состава гимназии № 93? Для экономиста или имиджмейкера эти определения понятны, а для педагога или для пока еще юного техника?

Итак, в русском языке понятие групповой точнее определяет ряд объектов, объединенных по одному признаку

  • Групповой имидж – это имидж семьи, школы, клуба, компании, фирмы, предприятия, политической партии, общественной организации, комплекта товаров и т.д.
  • Индивидуальный имидж – это имидж мужчины, женщины, ребенка, ученика, политика, бизнесмена, артиста, руководителя, лидера общественного движения, товара и т.п.

И в том и в другом случае можно говорить об имидже внешнем и внутреннем. Для человеческих сообществ внешний имидж группы – это ее образ, представление о ней, формирующееся во внешней, окружающей ее среде, в сознании потребителей ( зрителей, слушателей в т.ч. ), клиентов, конкурентов, СМИ, общественности.

Внешний имидж личности складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения. Внутренний имидж группы — это характер межличностных отношений; личный имидж лидера, эстетика убранства и комфорт помещения для совместных действий. Внутренний имидж личности – cочетание духовных и нравственных ценностей, создающих неповторимость и индивидуальное своеобразие личности.

По характеру социальной деятельности, т.е. деятельности основанной на контактах с другими людьми, имидж человека складывается из:

Впечатления о себе, которые мы хотим создавать в семье, на работе и в спорт клубе, отличаются друг от друга, как и способы их создания.

Поэтому, вооруженные знаниями, которые дает имиджелогия, мы действительно становимся способными производить то впечатление, которое необходимо нам по сути.

Классификация имиджа по происхождению и деятельности объектов является основной, базисной темой в понимании имиджелогии, как науки человековедения.

Категория: Имидж
Оставить комментарий